Принципиальной позицией Церкви Англии было отрицание пресуществление хлеба и вина в истинные Плоть и Кровь Христовы. Отрицание Пресуществления соблюдалось очень жёстко и явно артикулировалось операторами церковной реформы в Англии.
С чем это связано? Дело в том, что в Католической Церкви, несмотря на отсутствие явно выраженной эпиклесы в литургии, считается, что Евхаристия как бы "воспроизводит" Крестную Жертву драматическим и символическим образом: происходит мистериальный повтор некогда свершившей драмы. И в действительности это происходит только потому, что священник поставлен епископом, который, в конечном итоге. поставлен Римским Папой. То есть, "символический патент" на совершение Евхаристии у священника происходит от Римского Папы и именно благодаря такому патенту символическое, драматическое и мистериальное повторение Крестной Жертвы и пресуществление хлеба и вина в истинные Плоть и Кровь Христовы является действенным.
Кроме того, на тот момент (XVI-XII вв.) причащение мирян осуществлялось только под одним видом (облатки без вина), тогда как причащение клира осуществлялось под двумя видами: облатки + вино (Плоть и Кровь соответственно). Это объяснялось чётким разделением на Церковь Учащую и Церковь Учимую. Церковь Учащая, соответственно, является "душой Церкви", и поэтому только ей надлежит причащение под вторым видом. На самом деле, в Католической Церкви некоторое время имела место дискуссия о допустимости причащения всех под двумя видами, но партия сторонников разделения причащения мирян одним видом победила, когда причащавшиеся под обоими видами миряне стали вымирать от холеры, оспы и чумы. Современной иммунологии, эпидемиологии и вирусологии тогда не знали, и факт массового вымирания воспринимался как Божественное Вмешательство.
Против причащения мирян под одним видом первыми восстали гуситы. Дискуссию открыл в 1381 году чешский священник Микулаш Бискупец с Пелгржимова. В результате, всё закончилось сожжением Яна Гуса в 1415 году и гуситскими войнами. В ходе гуситских войн, католики, таки, победили гуситов, но Церкви Богемии было даровано право причащать мирян под обоими видами, что сделало Церковь Богемии "утраквистической" (то есть, причащающей всех под обоими видами). Так вот, "утраквизм" стал общей доктриной всех протестантских и реформированных церквей, уравнивая мирян и духовенство в, если так можно выразиться, "мистериальных правах" на том основании, что по естественному рождению и в крещении и миропомазании все христиане становятся "священством святым" и "святым народом". Такой подход как бы размывал сословный барьер между духовенством и прочими сословиями, включая мещан, дворян, буржуа и даже крестьян.
Церковь Англии преследовала вполне понятную цель избавления от диктата Римского Папы. И для достижения этой цели было необходимо, во-первых, уравнять "помазание" вообще каждого верного и духовенства, а, во-вторых, дискредитировать саму концепцию полученных от Рима мистериальных полномочий священника воспроизводить Крестную Жертву.
Что же предлагалось взамен? В самом широком "евангелическом" направлении Церкви Англии пресуществление (транссубстанциация) отрицается полностью. Никакой транссубстанциации нет и быть в принципе не может. В ходе Евхаристии происходит только и исключительно воспоминание и припоминание Крестного Пути, по слову Христа: "сие творите в моё воспоминание". Хлеб остаётся хлебом, вино остаётся вином, магического "фокуса-покуса" не происходит и под этим хлебом и этим вином причащаются все — и миряне и духовенство. При этом, духовенству запрещены пышные и богатые одеяния под церковные праздники (только если речь не идёт о коронации), разрешены только два вида одеяния — ряса и стихарь. Хлеб представляет из себя не пресные облатки, а обычный "ломоть" из ближайшей булочной, ломимый руками без дополнительных ритуальных действий.
Но в этой самой Англии всё не так просто. В XIII веке шотландский богослов Иоанн Дунс Скот учил о пресуществлении отлично от Фомы Аквинского. По Иоанну Дунсу Скоту, до транссубстанциации акциденции облатки имеют собственное бытие, тогда как нормативный томизм собственное бытие акциденций до транссубстанциации отрицает. Позже из этого скотовского евхаристического богословия Мартин Лютер разовьёт концепцию консубстанции или совместного пресуществления. Согласно этой концепции, хлеб и вино и плоть и кровь, соответственно, существуют, как бы, в состоянии суперпозиции без полного превращения, как у католиков.
Так вот, часть "англо-католиков" придерживалась лютеровой концепции "консубстанциации", часть под консубстанциацией подразмевала транссубстанциацию в трактовке Иоанна Дунса Скота, не называя её таковой (транссубстанциацией), потому что за одно только употребление термина вплоть до конца XIX века в Англии можно было надолго "присесть", а часть поглядывала на православный Греческий Восток с альтернативной концепцией "Преложения" или даже на концепцию "обратного пресуществления" (превращения Плоти и Крови в Хлеб и Вино, соответственно).
Комментариев нет:
Отправить комментарий