Приведу пример 25-го Псалма:
Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих, и на Господа уповая, не изнемогу.
2 Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое.
3 Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей.
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи.
7 Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя.
8 Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея.
9 Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой.
10 Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды.
11 Аз же незлобою моею ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя.
12 Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю Тя, Господи.
Казалось бы, всё понятно, даже по церковно-славянски, но по-русски он становится менее внятным, ибо слова заменяются на нейтральные и т. п. В данном палеме очобенно интересует слкдующие стихи:
4 Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду.
5 Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду.
6 Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи.
Что есть такое «сонм суетных» и «церковь лукавнующих»? Обратимся к оригинальным текстам псалма, согласно Септуагинте, Вульгате и Торе. Там значится следующим образом:
«ἐμίσησα ἐκκλησίαν πονηρευομένων καὶ μετὰ ἀσεβῶν οὐ μὴ καθίσω. νίψομαι ἐν ἀθῴοις τὰς χεῖράς μου καὶ κυκλώσω τὸ θυσιαστήριόν σου, Κύριε, τοῦ ἀκοῦσαί με φωνῆς αἰνέσεώς σου καὶ διηγήσασθαι πάντα τὰ θαυμάσιά σου» - «non sedi cum concilio vanitatis et cum iniqua gerentibus non introibo odivi ecclesiam pessimorum et cum iniquis non sedebo ut clara voce praedicem laudem et narrem omnia mirabilia tua».
«Сонм суетный» и «церковь лукавнующих» по мысли Давыда однородны, но различны некими качествами. Представляется, что их различие лежит в светской и духовной сферах. Указанный сонм — несколько хаотическое соединение людей, отягощенных заботами мiра сего. Но «церковь» - есть не просто «собрание», как нарочито переводят, а конкретно религиозное сообщество в своем преимущественно духовном содержании Не даром, и в греческом и в латинском переводах издревле употреблено слово ecclesia.
Святоотеческое толкование, в принципе однородно, хотя и оно весьма мало. О «Суетных и нечестивых» преп.Кассиодор Сенатор в «Изъяснении Псалмов» (25.5) пишет так:
«Для святого было бы недостаточно избегать порочного совета, если он также не питал ненависти к собранию всячески лукавых. Ведь ненависть подразумевает разделение, подобно тому как любовь подразумевает содружество. Подобно тому, как ранее он говорил, что не сидел в собрании суетных (Пс. 25:4), теперь заявляет, что не будет сидеть с нечестивыми; действительно, с обеими группами следует полностью разорвать. Однако одно дело суетные, другое - нечестивые. Суетные ищут преходящего и съедают время в поверхностной болтовне. Нечестивые же - еретики, которые вероломными вопросами пытаются исказить Священное Писание, как говорил апостол Петр: к собственной своей погибели, превращают (2 Пет. 3:16). Стало быть, псалмопевец правильно наставляет, чтобы мы избегали обеих собраний, поскольку одни любят пустопорожнее, а другие пускают в ход оружие превратного толкования». Несколько иначе толкуют другие святые отцы. С Еврейского «церковь лукавнующих» обычно переводят как «сборище злонамеренных», а на иврите «мереим» означает людей, коих главная забота вредить другим, и отселе извлекать свои выгоды. Церковь лукавнующих есть общество или собрание такого свойства. Феодорит Киррский излагает свое понимание следующим образом: «Столько же, говорит, заботился я об угождении Тебе, что, когда был у людей злочестивых и беззаконных, избегал собраний их и вредных бесед с ними. А сим означает пребывание свое у иноплеменников, с которыми принужден был вместе жить во время бегства, но не соглашался быть с ними сообщником в злочестии и в беззаконии». В принципе с ним согласен и известный толкователь Евфимий Зигабен: « «Возненавидех церковь лукавнующих» - Я, говорит, ненавидел всякое сборище злых людей; а под именем злых Давид заключил всех злобных людей, пользующихся злом в различных видах. «И с нечестивыми не сяду» - Здесь Давид говорит об иноплеменных идолопоклонниках, у которых он тогда жил, когда гоним был Саулом. Ибо в нечестии их он не участвовал. Или сказал «не сяду» в том смысле, что не буду жить у них долго».
Св.Цезарий Арльский в своих «Проповедях» (238.2) дает еще более туманное, хотя и духовное понимание:
«Не делайте друг другу зла, ведь от Господа, говорящего: Возненавидел я скопище лукавых, это зло не укроется. Возлюбленные, исцелим пороки плоти посредством красоты души, где запечатлен образ Христов. Поистине говорю, братия, что если хотим соблюдать все эти правила, то скажем нашему искусителю: «Не уговаривай меня, диавол, на то, чтобы образ Бога моего я опорочил, тебя послушав, ведь Он пострадал за меня, ради меня Его оплевали, Ему давали оплеухи, Его били бичами, Его ради меня повесили на кресте». Говорит слуга Божий следующее искусителю своему: «Поистине, не убеждай меня сделать то, к чему призываешь!»...».
Согласно патристике замечает в «Толковании Ветхого Завета» и проф.А.Лопухин:
"... «Злыми, коварными», «злонамеренными и нечестивыми» Давид называет своих врагов за приемы их действий по отношению к себе, когда они строили против него козни и распускали клевету. «Не сидел с нечестивыми» (см. Пс. 1:4)».
Иными словами, понимание есть в том, что перечислены несколько групп, сущностно неприемлемых и враждебных Давыду, - а, следовательно, и нам: светские болтуны, законопреступники (криминал?), злые люди и иноплеменники (язычники). С первыми идентификациями вполне можно бы согласиться. С некоторой натяжкой можно признать в «нечестивых» - язычников, чьи служения, действительно, были совершенно нечестивыми. Но «церковь лукавнующих» никак нельзя соотносить с обычными злокозненными интригами и т. п. Иногда у Свв.Отцов проскакивает мысль, что «церковь лукавнующих» - есть еретики. Но так говорится в полемическом запале. Если же соотносить с эпохой царя Давыда, но надо вспомнить, что тогда у него не имелось Храма, а только Скиния. Более того, очевидно, одновременно сосуществовало несколько точек Богопоклонения в Израиле, хотя сие пытались определить предосудительным.
«Церковь лукавнующих» - все всякого сомнения, еретики. Но не только еретики. Судя по всему, се — отступники, формально соблюдающие обряды внешним образом. В Катамобной Церкви изначально установился некий консенсус в отношении Московской Патриархии, как о той самой «церкви лукавнующих», о сем повторяют вновь и вновь буквально все авторы. Даже такой неоднозначный персонаж, как С. Нилус четко определает в своем письме 1928 г.:
«Позорно и вредно... то дело, которое начато митр.Сергием, позорно и вредно потому, что в нём нет Истины, а всё оно полно лжи, соображений и расчётов человеческих... Недоставало нам... голоса Церкви истинной в лице её епископата. И голос этот не замедлил. Из прилагаемой при сём копии «Обращения» к митр.Сергию наиболее авторитетной части петроградского духовенства с санкцией Митр.Иосифа и Епископов Димитрия и Сергия, а также письма к митр.Сергию Епископа Воткинского Виктора, Вы увидите, что митрополиту Сергию и его Синоду голос этот уготовал место в среде Церкви лукавнующих, от которого и Вас и меня да избавит Господь... По глубочайшему моему убеждению, Истинная Церковь Христова, «Жена, облеченная в солнце» (Апок. 12:1), уже находится в пустыне... А в пустыне что же иного делать, как только молиться? Господи, помилуй! Господи, помилуй! Пока есть и храм Божий не от Церкви лукавнующих, ходи, когда можно, в церковь, а нет — молись дома; если же и домашние — враги человеку, то молись в клети сердца... Скажете: «А причащаться где? У кого?» Отвечу: «Господь укажет, или же Ангел причастит», ибо в Церкви лукавнующих нет и не может быть Тела и Крови Господних. У нас в Чернигове, из всех церквей только церковь Троицкого осталась верной Православию; но если и она сохранит поминовение Экзарха Михаила и, следовательно, молитвенное общение с ним, действующим по благословению Сергия и Синода, то мы прекратим общение и с нею... Веруем, что за веру нашу Господь пошлёт нам во время благопотребное, как преп.Марии Египетской, своего Зосиму. Так веруем. Так исповедуем...».
В псалме враги называются кровожадными и злодеями, так как они готовы были для низложения Давида прибегнуть к возмущению и кровавой с ним расправе. Слова стиха «Правая рука полна мздоимства» указывают на то, что враги Давида действовали не бескорыстно, но брали взятки, т. е. были покупаемы или действовали из корыстных расчетов и честолюбия. Таких было много из приближенных к Давиду, в том числе и прежний его друг Ахитофел. Сие лишь дополняют картину происходящего.
«Возлюбил я обитель дома Твоего» - не есть простая декларация показного благочестия. Давид отличался сильно развитой религиозностью, почему посещение богослужения и присутствие в скинии было для него не просто исполнением долга, но и делом личного влечения. Сие говорится по контрасту с теми, кто лукав, кто имеет совсем иные замыслы и помыслы.
Когда царь Давыд говорит «Моя нога стоит на прямом пути» – сие значит не только то, что он прав пред своими врагами. Священное Писание содержит много разсуждений о прямом и кривом пути: сие впоследствии станет устойчивой концепцией ессеев. Духовная жизнь — не есть сухая доктрина, но именно путь — т. е. сумма жизненных осуществлений.
Интересно, что псалом завершается обетом: «В церквях благословлю Тя, Господи». Понятно, что за милости, оказанные ему, за защиту будет воспевать Бога в песнях пред всеми людьми и во всех собраниях. Но здесь опять употребляется слово ecclesia, даже во множественном числе. Однозначно, се — прямое противопоставление предыдущему упоминанию о «церкви лукавнующих», совершенно чуждому Давыду. Не является ли сие пророчеством царепророка, что его псалмы войдут в богослужение Христианской Церкви — т. е. суммы местных церквей? Или сие относится непосредственно к его времени, когда, очень вероятно, сосуществовало несколько алтарей? Или же сие относится к ко всем ему современным монотеистам, знавшим Истинного Бога ЯХВЕ?
Представляется, что подлинный ответ совмещает все вышеуказанные возможности. Но для нас в высшей степени актуальна проблема «церкви лукавнующих» - т. е. религиозно-институционального симулякра, призванного дьяволом губить души. Естественно, она — не только МП. И прежде имелись прямые аналоги, в коих черпали свои практику большевики. Христианам надо же блюстись и не поддаваться на правдоподобную ложь и манипуляции.
Как противостоять? Давыд начинает псалом ясно:
«Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих» – т. е. назначь надо мною и врагами моими суд, чтобы пред всеми показать мою невиновность в тех преступлениях, кои они возводят на меня; «и на Господа уповая, не изнемогу» – моя вера в Бога, как Судью праведного, является основанием моей уверенности, что я не буду уничтожен врагами.
И самое важное — не формальное, т.е внешнее, действо, но внутренее: «Искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя, и сердце мое» – суди и исследуй меня не только со стороны поступков, но мыслей и чувств.
«Церковь лукавнующих» сильно только тем, что, не видя альтернативы на пространстве, люди внутренне соглашаются с ее ложью, и тем губят себя. Необходимо отъяться от сего сходбища — формально очень похожего на Церковь Божью, но служащую не Ему.
Омовение рук служило внешним знаком невинности (см. Исх. 30:17–21).
Думаете, всё остается неотмщенным? Нет, Бог судит не так. В сем псалме сказано однозначно: «Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды» (Пс.25:10). Сие возмездие неотвратимо, и если оно не свершается непосредственно на беззаконника, то пострадает его потомство. Несправедливо? Дети не ответчики за родителей? - И так , и не так. Всё измеряет степень преступлений против Бога. Если оная превышает определенную линию, то посоедстви янеотвратимы и для потомков. Нести наказания таковым — необходимость, для регенерации в будущем.
Псалом заключает весьма таинственный — хотя многим кажется что простейший — стих: «ὁ πούς μου ἔστη ἐν εὐθύτητι· ἐν ἐκκλησίαις εὐλογήσω σε, Κύριε». Как так: в ЦЕРКВАХ, т. е. во множественном числе? Как сие возможно, когда во времена царя Давыда имелась только одна Церковь?
Но я даю иное толкование сему таинственному стиху: сии экклесии — суть все аутентичные собрания монотеистов, сохранивших истинную веру в ЯХВЕ. То же самое и ныне, типология не изменилась. Не экуменическая арбакадабра, но выискивание верных в любом, даже самом экзотическом закутке, мiра лежащего во зле.
Только так малое стало верных выживает в сопротивлении лукавнующим, т. е. апостатам, возведшим свое отступничество в экклезиологическую доктрину.
Комментариев нет:
Отправить комментарий